АНО «Чистые водоёмы» создана, чтобы вести системную работу по восстановлению, очистке и защите водных ресурсов нашей страны от варварской эксплуатации. Конечной целью нашей организации является приведение всех водоёмов на территории РФ в их первоначальный вид. Вместе с тем мы понимаем насколько это трудная (слово «невозможная» в данном контексте просто не уместно) задача. Однако, если благодаря нашей деятельности удастся привести в порядок хотя бы один маленький водоём, то можно будет считать, что мы не зря заварили всю эту кашу.

Вопросы стимулирования развития возобновляемых источников энергии в РФ

Вопросы стимулирования развития возобновляемых источников энергии в РФ

Вопросы стимулирования развития возобновляемых источников энергии в РФ

 

В России создали Ассоциацию Развития Возобновляемой Энергетики (АРВЭ) (сайт:  http://rreda.ru/), во главе с главой Роснано А.Б. Чубайсом. В ассоциацию вошли первые пять участников: УК "Роснано", "Вестас", группа компаний "Хевел", "Солар системс" и "Вершина девелопмент". В принципе вступить может любой желающий – для простых смертных вступительный взнос 50 т. рублей плюс ежегодный 500 тысяч. Достаточно уплатить взносы и подать заявление по форме: https://drive.google.com/file/d/1x-CCfiX5eVTvraiwUM4sdHjKTohccpyd/view. В качестве первоочередной задачи Ассоциация взяла на себя разработку программы развития возобновляемой энергетики в России после окончания действия текущей, т.е после 2024 года.  Обращаю внимание уважаемых читателей на то, что разработку этой программы АРВЭ никто не поручал. Но поскольку к ней может присоединиться в принципе любой желающий, то и программа получится поистине народной – отражающей интересы рядовых потребителей энергии (как домохозяйств, так и бизнеса). Даже мы с вами можем принять участие, а поскольку на экспертов мы не тянем, а до продвинутых участников нам не допрыгнуть, то осталось сделать самую малость – пожертвовать на разработку программы сущий пустяк – 550 тысяч рублей. Заметьте не фунтов, не евро, и даже не долларов, а всего лишь каких-то рублей. Да и свою позицию в части отношения к рядовым потребителям уважаемый Анатолий Борисович ничего не стесняясь уже озвучил прямо на сайте АРВЭ: http://rreda.ru/n15. Её главным тезисом является то, что электроэнергия в России слишком дешёвая. Собственно и позиция то простая: в очередной раз ободрать население в пользу олигархов. Все мы конечно безусловно готовы к ней присоединиться.

 

 

Как вы понимаете, уважаемые читатели, лёгкая доля иронии в преамбуле статьи – мера вынужденная, дабы не скатиться к перепалке, аналогичной той, которую устроили Мария Захарова и Анатолий Чубайс на страницах всемирной сети.   

 

 

А теперь собственно по делу и на полном серьёзе. Возобновляемая энергетика достигла уровня, когда она стала коммерчески выгодной. А это означает, что её использование способно существенно снизить зависимость экономики и нас с вами - простых граждан, от власти олигархического капитала. Однако, если разрабатывать программу развития возобновляемой энергетики в России будут субъекты, готовые только за это право выложить ежегодно от 500 тысяч до 2 миллионов рублей, то нам с вами ничего не светит. Поэтому я приглашаю всех читателей присоединиться к обсуждению данной программы абсолютно бесплатно.

 

Поскольку в данный момент я занимаюсь активным продвижением оборудования для возобновляемой энергетики на самарский рынок и уже имею некоторый опыт контактов с его потенциальными покупателями, то рискну предложить на ваш компетентный суд ряд своих соображений по положениям новой программы. Не судите слишком строго, но и не относитесь к этому скептически, потому что мы с вами просто обязаны предложить свой, народный вариант программы развития возобновляемой энергетики в России. Если конечно хотим в полной мере ощутить блага от её применения в нашей повседневной жизни.

 

Итак, текущая программа действует до 2024 года. Меры поддержки установлены Законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике». Подробнее с перечнем нормативных  документов, регламентирующих поддержку возобновляемой энергетики, и результатами этой поддержки можно ознакомиться по ссылке: https://minenergo.gov.ru/node/453. Из приведённой информации видно, что действующая программа основывается на стимулировании производства и продажи энергии за счёт возобновляемых источников, причём главным стимулирующим механизмом является выделение бюджетных дотаций и введение искусственных нерыночных механизмов регулирования. Данный подход предполагает регулярное выделение значительных денежных средств из бюджетов различных уровней, при отсутствии гарантированного возврата выделенных средств в бюджет. Это приводит к большим расходам при ограниченных результатах. Собственно, в такой модели результат всегда меньше суммы затраченных средств.

 

В качестве основной задачи новой программы следует рассматривать необходимость свести к минимуму прямые расходы бюджета и гарантировать возврат в бюджет выделенных и вложенных в ВИЭ средств, при этом обеспечить рост производства энергии за счёт возобновляемых источников высокими темпами. Осмелюсь предложить ряд мер по достижению означенных целей.

Перенос стимулов с производства на потребление энергии.

Попытка стимулировать производство энергии (как электрической, так и тепловой) за счёт возобновляемых источников как самостоятельный бизнес неминуемо упирается в низкую рентабельность производства и необходимость создания сложных искусственных нерыночных механизмов её реализации. При этом размер инвестиций в создание мощностей напрямую зависит от возможностей бюджета регулярно выделять значительные средства. Так же всегда стоит вопрос о необходимости контроля эффективности их расходования. В совокупности эти два фактора приводят к значительному торможению развития отрасли. Для достижения озвученных выше целей основным инструментом новой программы должно стать стимулирование не производства и продажи энергии, а стимулирование её производства для собственных нужд. Данная мера существенно повысит рентабельность производства, причём как самой энергии, так и всех отраслей экономики, использующих её в своей деятельности. Позволит исключить или свести к минимуму прямые бюджетные расходы, гарантировать возврат вложенных бюджетных средств за счёт экономии в будущем, резко повысить эффективность и рентабельность инвестиций. Достижение данных целей станет мощным стимулятором развития технологий производства оборудования для возобновляемых источников энергии. Рассмотрим каждый из озвученных бонусов в отдельности:

  1. Повышение рентабельности производства.

Думаю, ни для кого не секрет, что цена поставки электроэнергии на оптовый рынок значительно ниже цены её покупки для коммерческих потребителей, а условия её поставки для производителя значительно более жёсткие. Для тепловой энергии подобные механизмы вообще отсутствуют. Между тем, если коммерческие потребители электрической и тепловой энергии будут производить её самостоятельно для собственных нужд, то рентабельность её производства за счёт разницы в тарифах резко вырастет при равных, а зачастую меньших, производственных затратах. Расчётные сроки окупаемости инвестиций в производственное оборудование при реализации данной схемы для коммерческих потребителей сегодня существенно сократились и составляют порядка  5 - 8 лет. С предварительными расчётами можно ознакомиться по ссылке: http://chistvod.ru/raschyoty-okupaemosti. С развитием технологий и ростом коммерческих тарифов они будут продолжать сокращаться. Т.о. благодаря созданию мощностей производства энергии за счёт возобновляемых источников для собственных нужд можно в рамках действующей системы отношений существенно повысить рентабельность производства энергии и снизить затраты потребителей, повысив тем самым общую рентабельность экономики.

  1. Сокращение бюджетных расходов, возврат вложений и экономия в будущем.

Создание мощностей производства энергии за счёт возобновляемых источников для собственных нужд коммерческими потребителями не потребует прямых бюджетных инвестиций. Все инвестиции здесь будут осуществляться за счёт собственных средств предприятий либо средств, привлечённых на открытом рынке. Никакой дополнительный контроль за данными средствами со стороны государственных органов не потребуется, всегда будет достаточно контроля со стороны собственников.

Прямые бюджетные инвестиции можно рассматривать только в области потребления энергии бюджетными организациями. Однако и здесь меры контроля сводятся к стандартным, уже действующим процедурам, причём вложенные средства гарантировано вернутся в бюджет за счёт экономии текущих расходов уже в ближайшем будущем. К тому же, за счёт значительных объёмов потребления, в бюджетной сфере достаточно незначительных разовых инвестиций в рамках бюджета территории, чтобы в дальнейшем в обозримые сроки перевести всю бюджетную сферу на возобновляемые источники энергии без дополнительных вложений, финансируя новые инвестиции за счёт накопленной экономии. Существуют также механизмы привлечения для означенных целей внешнего финансирования, и создания мощностей на основе энергосервисных контрактов. Данный механизм ощутимо увеличивает сроки окупаемости и снижает прямую бюджетную экономию до момента полной окупаемости объекта ВИЭ, зато он не требует прямых бюджетных расходов.

Для рассмотрения способов финансирования внедрения в бюджетной сфере технологий возобновляемой энергетики (разовый грант, лизинг либо кредит, энергосервисный контракт) потребуются дополнительные расчёты и обсуждение.

  1. Стимулы для производителей оборудования

В рамках существующей модели рынка, развитие производства оборудования существенно ограничено малым количеством заказов. Перенос стимулирующих мер с производства энергии на её потребление (производство для собственных нужд) вызовет значительное расширение спроса на оборудование. Это позволит производителям лучше отладить производство и выстроить логистические цепочки продвижения своей продукции к конкретному потребителю. Сегодня производители зачастую работают что называется «на склад», а сбыт выстраивается вокруг мегапроектов и мелких разовых продаж продвинутым частным потребителям.

 

Если приять данную концепцию развития за базовую, то от государства потребуются некоторые специфические стимулирующие меры, которые по сравнению с сегодняшними можно смело считать бесплатными (не требующими прямых бюджетных вложений), а при более широком рассмотрении коммерчески выгодными (приводящими в ближайшей перспективе к сокращению расходов бюджетов всех уровней и повышению эффективности экономики в целом).

Предлагаемый комплекс мер можно определить следующим образом:

  1. Пропаганда;
  2. Работа с бюджетными потребителями и госкомпаниями;
  3. Создание лизинговых схем и механизмов проектного финансирования;
  4. Налоговые льготы;
  5. Заявительный порядок размещения объектов в рамках городской среды.

 

Теперь рассмотрим каждый пункт в отдельности.

 

  1. Пропаганда

Занимаясь прямыми продажами в этой отрасли в 99% случаев приходится сталкиваться со скептическим отношением к возможностям получения энергии за счёт возобновляемых источников. Хотя в последнее время цены соответствующего оборудования существенно снизились, а его эффективность и коммунальные тарифы ощутимо выросли. Расчёты показывают, что для коммерческих потребителей окупаемость инвестиций в оборудование возобновляемой энергетики снизилась до 5-и – 8-и лет(http://chistvod.ru/raschyoty-okupaemosti), а для частных домохозяйств она составляет 8-мь – 10-ть лет из-за действующей в нашей стране системы перекрёстного субсидирования, с которой к слову производители энергии пытаются бороться. Как только они добьются своих целей, сроки окупаемости для частных домохозяйств так же значительно сократятся. Для преодоления сложившегося в обществе недоверия необходима пропаганда на государственном уровне имеющихся достижений в этой отрасли. Даже небольшие действия в этом направлении со стороны властей позволят существенно изменить имеющуюся ситуацию.

  1. Бюджетные потребители и госкомпании

Влияние государства в этом секторе потребителей является определяющим. Поэтому, если решение о развитии производства энергии за счёт возобновляемых источников принято на политическом уровне, необходимо поставить прямую задачу перед потребителями энергии, финансируемыми за счёт бюджетов разных уровней и госкомпаниями, активизировать работу по поиску коммерчески эффективных решений в этом направлении и запуску пилотных проектов для подтверждения, либо опровержения коммерческой привлекательности инвестиций в производство энергии за счёт возобновляемых источников для собственного потребления. Риски реализации пилотных проектов минимальны в силу их незначительного относительного объёма по сравнению с масштабом их участников, а возможные экономические выгоды в случае подтверждения расчётных показателей превосходят любые риски от их реализации.

Необходимость наличия альтернативных коммунальных систем в городской инфраструктуре наглядно показали недавние коммунальные аварии в городе Самара, когда без отопления в течении короткого времени в результате нескольких последовательно произошедших аварий оставалось более 30% населения города (https://63.ru/text/house/65840751?from=listnews) и ряд социально значимых объектов. Безусловно внедрение технологий, основанных на возобновляемых источниках энергии в городское коммунальное хозяйство не сможет предотвратить подобные чрезвычайные ситуации, но оно сможет сгладить проблемы тепло- и электроснабжения на период устранения аварии и перезапуск системы. Позволит продолжить функционирование больниц, детских садов и школ в штатном режиме.

Для обсуждения проблем внедрения возобновляемой энергетики в бюджетной сфере необходимо в обозримые сроки созвать «круглый стол», где заслушать доклады участников рынка и наметить дальнейшие меры. В качестве основных вопросов для обсуждения в рамках «круглого стола» можно выделить:

  1. Направления возможного использования новых технологий, при условии коммерческой эффективности;
  2. Способы финансирования пилотных проектов.

 

 

  1. Создание лизинговых схем и механизмов проектного финансирования в отрасли

При принятии решения любой коммерческой компанией о разовом вложении средств, эквивалентных расходам данной компании по определённой статье бюджета за 5 лет, решение как правило принимается в пользу сохранения оборотных средств. Сложно упрекать в этом руководителей среднего и даже высшего звена, т.к. ключевым фактором для них является сохранение финансовой устойчивости предприятия. Однако, если удастся создать эффективные схемы финансирования данных проектов за счёт привлечённых ресурсов, то и отношение коммерческих потребителей к данному вопросу также начнёт постепенно меняться. Финансовая схема здесь предельно проста: оборудование приобретается за счёт внешнего финансирования, а выплаты производятся за счёт получаемой ежемесячной экономии (по сути тот же самый энергосервисный контракт только для коммерческих потребителей). Ответственными за реализацию данной схемы финансирования можно сделать государственные банки. Расчёты показывают, что при определённых условиях она эффективна для всех участников даже при коммерческих процентных ставках. Однако при наличии заинтересованности со стороны государства в развитии возобновляемых источников энергии, можно было бы говорить и о некотором субсидировании процентных ставок.

  1. Налоговые льготы

Действующие в нашей стране различные налоговые режимы могут по-разному влиять на эффективность производства энергии для собственных нужд. Для субъектов предпринимательства, использующих упрощённую систему налогообложения по доходам (6% от суммы поступлений) или уплачивающих вменённый налог, собственное производство энергии будет являться чистой экономией. А вот для субъектов предпринимательства, работающих на общем налоговом режиме или на упрощённом по принципу доходы минус расходы, производство энергии для собственных нужд менее выгодно, т.к. не позволяет принять к зачёту уплаченный НДС и увеличивает прибыль. В результате рост налоговых платежей фактически съедает 50 % экономии от реализации подобных проектов для общего режима налогообложения или 15 % для упрощённого режима «доходы минус расходы». Чтобы исключить подобное неравенство (хотя бы на период окупаемости), необходимо предоставить соответствующие налоговые льготы по НДС и по налогу на прибыль в части энергии, производимой для собственных нужд за счёт возобновляемых источников. Введение данных налоговых льгот сделает реализацию проектов по производству энергии для собственных нужд за счёт возобновляемых источников для среднего и крупного бизнеса значительно более привлекательной.

Здесь важно отметить, что для бюджетной сферы выработка энергии для собственных нужд, является прямой экономией средств бюджета, без поправки на различные режимы налогообложения.

  1. Заявительный порядок размещения объектов

Сфера ЖКХ является значимым потребителем энергии, при этом она обладает огромными площадями, пригодными для производства энергии за счёт возобновляемых источников. Однако использование данных площадей крайне затруднено из-за сильной заорганизованности. Для решения этой проблемы необходимо создать механизм использования имеющихся в системе ЖКХ площадей на основе заявительного принципа. Т.е. если какой-либо коммерческий субъект хочет использовать данные площади, ему достаточно просто подать заявление в специально созданную при муниципальных властях комиссию, которая выдаст соответствующее разрешение, проведя все необходимые экспертизы на предмет безопасности проекта. Далее экономические отношения и распределение ответственности между собственником площадей и инвестором (владельцем мощностей) будут строиться по некоторым заранее известным стандартным принципам (чему-то вроде соглашения о разделе продукции). Причём все параметры экспертиз и соглашений могут быть заранее разработаны федеральными органами управления. Благодаря этому будет создана среда с заранее понятными экономическими принципами и с неограниченным количеством возможных участников.

Резюмируя сказанное, смею предположить, что созданная на основе перечисленных принципов НАРОДНАЯ программа развития производства энергии за счёт возобновляемых источников будет значительно эффективнее предыдущей и той, которую предложат коллеги из АРВЭ. Конечно большая часть приведённых здесь принципов составляющих возможную основу новой программы стимулирования развития возобновляемых источников энергии нуждается в дополнительной проработке и широком обсуждений. Поэтому прошу читателей обеспечить максимальный репост, чтобы вызвать общественную дискуссию и не позволить свести хорошее дело к пшику, как это часто бывает.

Свои отзывы и предложения присылайте мне на почту: sse@chistvod.ru 





Поделиться:



Присоединиться к проекту

YandexGoogleVkontakteMailru

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Нас уже 115 участников



    Присоединиться к проекту

    YandexGoogleVkontakteMailru







    Экоурок 14.11.2024 Школа №7 Самара, Крутые Ключи, Кошелев Проект


    Экоурок 13.11.2024


    Экоурок 12.11.2024 МБОУ Школа №128 Г.О.Самара


    Экоурок 12.11.2024.  ГБОУ ООШ 21 г.Новокуйбышевска 4 «Г» класс


    Экоурок 11.11.2024 ГБОУ СОШ №5 "ОЦ" г. Новокуйбышевска!


    Выпуск малька совместно с Оренбургским отделением #8623 ПАО Сбербанк 2024


    Выпуск Малька 2024 Самара


    Четвертый субботник по проекту “Зеленые перемен”


    Третий субботник по проекту "Зелёные перемены".


    Второй субботник проекта "Зеленые перемены."


    Первый субботник в рамках проекта «Зелёные Перемены» 24.08.2024


    Отчёт второй смены эколагеря в рамках проекта "Зелёные перемены"


    Участие в мероприятии "Каникулы в Сбере"


    Отчёт первой смены эколагеря в рамках проекта "Зелёные перемены" 13.07.2024


    Экоурок в ЦДО «Красноглинский» г.о. Самара. Посёлок Управленческий. 06.06.2024


    Показ Мультфильма в Самарском государственном техническом университете. 17.04.2024


    Календарный план


    Контакты


    Партнёр МЕГА Самара.


    Отчёт о работе АНО "Чистые водоёмы" за 2023 год.